Создать акаунт
112.spb.ru » Статьи » Становление гражданской обороны 1961–1972 г.
Становление гражданской обороны 1961–1972 г.

Становление гражданской обороны 1961–1972 г.

02 окт 2015, 13:17
Статьи
3 669
0
С появлением ракетно-ядерного оружия произошли коренные изменения военных доктрин ведущих стран. Изменились взгляды не только на формы вооруженной борьбы, но и на способы и средства защиты как личного состава вооруженных сил, так и всего населения страны. Проблема защиты населения от оружия массового поражения (ОМП) приобрела особую остроту и важность.

В начале шестидесятых годов проблема защиты населения, материальных и культурных ценностей страны по своей значимости вышла на стратегический уровень. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя серьёзно говорить о готовности страны к обороне.

Еще при существовании МПВО руководство страны пришло к пониманию необходимости коренного изменения подходов к решению возложенных на неё задач. Можно сказать, что преобразование МПВО в новую систему оборонных мероприятий началось уже в 1955 году, когда Правительством СССР было принято решение об усилении МПВО и подготовке к защите населения от ОМП на всей территории страны, и завершилось в 1961 году принятием решения о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны.

В июле 1961 года было принято Положение о Гражданской обороне СССР, в котором указывалось, что «гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу». Были определены содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления.

В Положении определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация. По расчетам рассредоточение и эвакуация позволяли вывести людей из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение ОМП, в загородную зону и сельскую местность и этим самым резко снизить их возможные потери.

Делался расчет на обеспечение убежищами в непосредственной близости от места работы людей, остающихся в городах после эвакуации и рассредоточения населения, т.е. рабочих и служащих, продолжающих работу на предприятиях промышленности, транспорта, энергетики, связи и т.п. В ходе строительства жилых домов в городах предусматривалось наличие в них подвалов. Для защиты сельского населения и эвакуированных горожан от радиоактивных осадков должны были использоваться погреба, хранилища, другие заглубленные сооружения.

Большое значение придавалось накоплению средств индивидуальной защиты: противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и т.п.

Наряду с возрастанием задач и объема мероприятий гражданской обороны возникла необходимость координации их проведения в масштабе государства. В связи с этим общее руководство гражданской обороной страны возлагалось на Совет Министров СССР.

Повседневная организаторская работа по выполнению мероприятий гражданской обороны была возложена на институт начальников гражданской обороны: в республиках – на председателей Советов Министров, в краях, областях, округах, городах, районах – на председателей исполкомов соответствующих Советов депутатов трудящихся, а на объектах народного хозяйства – на их руководителей. Начальники гражданской обороны несли ответственность за постоянную готовность сил и средств гражданской обороны, управляли ими в мирное и военное время лично, а также через штабы и службы, организовывали защиту населения и материальных ценностей от ОМП.

На гражданскую оборону были возложены следующие задачи: всеобщего обучения населения способам защиты от ОМП; подготовки средств индивидуальной и коллективной защиты населения; создания условий, обеспечивающих работу объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время; своевременного оповещения населения об опасности нападения противника; обеспечения защиты животных, продовольствия и воды от ОМП; организации и ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и др.

Созданная система гражданской обороны отличалась от МПВО тем, что:

– во-первых, её мероприятиям был придан общегосударственный и общенародный характер. Все мероприятия гражданской обороны планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива;

– во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов ОМП;

– в-третьих, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, связанный с созданием условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время;

– в-четвертых, возникла новая задача по ликвидации последствий применения ОМП, связанная с возможными огромными массовыми разрушениями и оказанием помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

В стратегическом плане перед гражданской обороной стояла задача совместно с системой активной противовоздушной обороны страны противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», смысл которой заключался в том, что для нанесения поражения противнику в ядерной войне достаточно уничтожить 25–30% его населения и 50–70% производственного потенциала, сконцентрированных в наиболее крупных городах. Для этого считалось необходимым нанесение по территории СССР около 400 ударов ядерными боеприпасами.

В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий (и соответственно применению ОМП) предшествует, так называемый, «особый период» (в литературе – «угрожаемый период»), в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.

В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы:

первая – мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время.

К ним относились:

– разработка оперативных планов;

– подготовка органов управления и сил;

– создание фонда защитных сооружений и пунктов управления;

– производство средств защиты, создание системы оповещения, обучение населения и др.;

вторая – мероприятия, проводимые в «особый период». К ним относились:

– наращивание фонда защитных сооружений;

– перевод системы с мирного на военное положение;

– развертывание сил, проведение эвакомероприятий и др.;

третья – мероприятия, проводимые в военное время.

Смотрите также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.