Создать акаунт
112.spb.ru » Статьи » Развитие и совершенствование гражданской обороны 1972-1986 г.
Развитие и совершенствование гражданской обороны 1972-1986 г.

Развитие и совершенствование гражданской обороны 1972-1986 г.

02 окт 2015, 13:18
Статьи
3 463
1
Решались вопросы по приспособлению под защитные сооружения метрополитенов. Был принят ряд правительственных постановлений, направленных на решение этой задачи. В 1979 г. принимается программа по приспособлению метрополитенов под защитные сооружения, рассчитанная на десять лет.

В 1976 году Правительством страны было принято решение о возложении на Гражданскую оборону СССР задачи по повышению устойчивости функцио­нирования народного хозяйства в военное время. На данном этапе развития Гражданской обороны СССР эта проблема определялась как одна из важнейших. Мероприятия по ее осуществлению проводились и раньше. Однако они проводились, как правило, на уровне объектов народного хозяйства и по отдельным вопросам, в связи с чем проблема повышения устойчивости в масштабе отрасли и, тем более, в масштабе народного хозяйства страны не могла быть решена. Теперь же, в целях практической реализации этой задачи, в системе Гражданской обороны СССР, Госплане СССР, министер­ствах и ведомствах, союзных и автономных республиках, краях, областях и городах были созданы специальные органы управления. В Управлении начальника Гражданской обороны СССР – управление подготовки народного хозяйства по гражданской обороне.

В целях организации и контроля за выполнением мероприятий по повышению устойчивости в областях (краях), крупных городах и на объектах народного хозяйства были созданы комиссии по устойчивости, в состав которых включались главные специалисты объектов народного хозяйства и представители территориальных плановых органов.

Учитывая сложность решения проблемы, для проведения комплексных научных исследований в этой области в марте 1976 года Правительством СССР было принято постановление о создании научно-исследовательского института гражданской обороны.

В марте 1979 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об утверждении Общих требований по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время». В них были изложены основные направления повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев:
обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время;
рациональное размещение производительных сил на территории страны;
подготовка к работе в условиях военного времени отраслей народного хозяйства и промышленности;
подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в условиях военного времени;
подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач военного времени.

Развернулась практическая работа по реализации этих требований, которая в начале 80-х годов получила широкое развитие.

Важная роль в организации и проведении мероприятий гражданской обороны отводилась службам гражданской обороны. Были созданы четыре общесоюзные службы гражданской обороны: медицинская, защиты животных и растений, охраны общественного порядка и противопожарная. На базе министерств, ведомств, управлений, отделов и организаций, объектов народного хозяйства создавались республиканские, краевые, областные, городские, районные и объектовые службы гражданской обороны: связи и оповещения, инженерная, энергетики, техническая, убежищ и укрытий, торговли и питания, автотранспортная, светомаскировки и другие.

При этом заметим, что основными силами гражданской обороны являлись не военизированные формирования и воинские части гражданской обороны. Не военизированные формирования в системе гражданской обороны были созданы в соответствии с разработанными штабом Гражданской обороны CCCP рекомендациями. Они, в основном, предназначались для использования в военное время.

Вместе с тем, в первой половине 70-х годов Правительством СССР принимается решение об использовании части не военизированных формирований в мирное время для проведения спасательных работ и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Эти формирования должны были содержаться в повышенной готовности. Ясное понимание возможной химической и радиационной опасности и того, что она не пройдет стороной и может коснуться нас, стало лейтмотивом указаний начальника Гражданской обороны СССР о создании в республиках, краях и областях сводных мобильных отрядов спецзащиты, предназначенных для работы в очагах поражения в случае аварий на радиационно и химически опасных объектах и при транспортировке АХОВ. В эти же годы, в целях проведения работ в случае аварий на атомных станциях, создаются сводные мобильные отряды АЭС.

Основу войск гражданской обороны этого периода составляли отдельные механизированные полки и батальоны сокращенного состава, батальоны и отдельные роты спецзащиты и отдельные вертолетные отряды. Части гражданской обороны были ориентированы, прежде всего, на решение задач военного времени. В то же время, и сокращенная, и кадровая структура не давала возможности активного их применения в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Особое значение в системе управления гражданской обороны имела заблаговременная разработка оперативных планов гражданской обороны, основанных на прогнозе возможной обстановки и учете всех возможностей для решения возникающих задач. Оперативные планы гражданской обороны являлись основой управления гражданской обороной. Оперативным управлением Штаба Гражданской обороны СССР были разработаны рекомендации по вопросам планирования мероприятий гражданской обороны в отраслевых и территориальных звеньях народного хозяйства. Особое внимание в них уделялось анализу возможной обстановки, оценке сил и средств гражданской обороны, вопросам организации и ведения гражданской обороны при переводе её с мирного на военное положение, вопросам обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны и управления. В 1980 году впервые в истории гражданской обороны План Гражданской обороны СССР был утвержден Советом обороны Союза ССР.

В эти годы впервые стали проводиться учения по гражданской обороне в границах военных округов с привлечением военных, территориальных и отраслевых органов управления, войск и не военизированных формирований гражданской обороны. На них под руководством начальника Гражданской обороны СССР или командующих войсками военных округов отрабатывался комплекс вопросов по управлению выполнением мероприятий гражданской обороны при переводе её с мирного на военное положение.

Важнейшим аспектом развития гражданской обороны в рассмотренный период стала разработка основных критериев оценки состояния гражданской обороны, к которым были отнесены:
– наличие защитных сооружений и ход их строительства;
– наличие сил гражданской обороны и их способность выполнять поставленные задачи;
– организация и качество обучения населения по гражданской обороне;
– состояние готовности систем управления, связи и оповещения;
– состояние планирования мероприятий гражданской обороны.

В то же время, уже в этот период жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми уточнялись задачи обороны на мирное время. Начало работ в этом направлении датируется 1974 годом, когда правительство принимает постановление «Об использовании в мирное время не военизированных формирований гражданской обороны» и получает развитие в постановлении 1978 г. — «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов».

Даже простое перечисление сделанного на этом этапе (1972-1986 гг.) в области гражданской обороны служит убедительным свидетельством той большой работы, которая была проведена по созданию стройной системы гражданской обороны в стране, её дальнейшему развитию и совершенствованию.

Основные результаты этой работы, имеющие принципиальное значение, касаются разработки и последовательного формирования стройной системы взглядов на комплексную защиту всего населения страны от оружия массового поражения, создание концепции по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев в военное время; повышение готовности гражданской обороны к решению поставленных задач; совершенствование структуры планов гражданской обороны, ее сил, программ их подготовки и обучения населения страны по гражданской обороне.

Одновременно с этим в первой половине 80-х годов, как и по всей стране, в гражданской обороне стали накапливаться негативные процессы. Ориентация на решение задач только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и, в какой-то мере, недоверие к мероприятиям гражданской обороны.

Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Опыт этой аварии показал, что готовность системы гражданской обороны не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач мирного времени.

Структура гражданской обороны, состав сил и средств, система обучения и подготовки, ориентированные на выполнение только военных задач, уже не отвечали современным требованиям.

По материалам: Главное управление МЧС России по Ленинградской области

Смотрите также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Олег Вел
Олег Вел
Постоянно были такие мероприятия у нас в школе, когда я учился по гражданской обороне. Были учения по эвакуации из школы во время пожаров или якобы ядерного удара. На предприятиях "эвакуировали" работников и даже были ответственные лица за ГО. Учили правильно пользоваться противогазом, а на уроках труда в начальных классах шили ватно-марлевые маски.